Цветовая гармония в композиции.
Лясковская, Е.А., магистрантка кафедры живописи и композиции ИКИ ГАОУ ВО МГПУ
Соколова Е.В. магистрантка кафедры живописи и композиции ИКИ ГАОУ ВО МГПУ
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ в композиции.
В статье рассматриваются теоретические понятия гармонии цветовых сочетаний в композиции для дальнейшего развития и формирования композиционных умений.
Ключевые слова: композиция, цветовые гармонии, сочетания цветов, цветовой круг, колорит, живопись.
Цвет -один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.
Знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Но живопись -изобразительное искусство. Изучение природных цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее использовать возможности цвета. (Н.Н. Волков. Цвет в живописи)
А. Дейнека отмечал, что цвет очень остро влияет на зрителя -это самое доходчивое. С древнейших времён и до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека. Он играет огромную роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Все дошедшие до нас памятники ушедших цивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений, неизменно связанных с обычаями, характерными особенностями к художественному самовыражению того или иного народа. Люди научились в практике использовать свойства цвета, в том числе и для создания комфортной обстановки. Сознательное и грамотное использование цвета -эффективный метод преобразования среды обитания.
Ученый Н.Д. Ньюберг в своих работах пытался определить закономерность между цветами и их гармоническими сочетаниями. Он считал, что гармония может возникнуть только не менее чем из трех и не более чем из пяти-шести цветов. Однако очень часто можно наблюдать гармонично подобранные два цвета. Когда мы говорим о гармонии, то, прежде всего, думаем о наиболее приятных сочетаниях красок. Любая цветовая композиция строится на основе поисков гармонии. Все цветовые гармонии, существовавшие и существующие в произведениях искусства, заимствованы в конце концов у природы. Художники-практики работали над этой проблемой главным образом по интуиции, но пытались теоретически найти какую-нибудь связь между цветами и создать стройную систему. Данные исследования помогут и начинающему художнику-педагогу.
Слово «гармония» берет начало от греческого harmonia, которое обозначает соразмерность, созвучие, связь. Еще в эпоху Возрождения художники и архитекторы пытались найти ключ к разгадке проблемы гармонических сочетаний цветов. Леонардо да Винчи и Ньютон, Гёте и Ламберт, Мунселл и Оствальд, Ньюберг, Кандинский, Волков и многие другие разрабатывали гармонию цветовых сочетаний. «Вообще цвет в картине значит не только то, что он значит сам по себе. На картине реализовано обогащенное восприятие цвета», -писал Н.Н. Волков в книге «Цвет в живописи» (1, с. 256].
Основными параметрами цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость. Цветовым тоном называется качество хроматического цвета, которое отличает его от ахроматического. Это основная характеристика хроматического цвета. В ахроматических цветах цветового тона нет. Иначе говоря, цветовой тон является различием цвета по длине волны.
Насыщенность -это полная выраженность цветового тона. Чем более цвет отличается от ахроматического, тем более он насыщен. Насыщенность -это чистота цвета. Разбеливая цвет, мы уменьшаем его насыщенность.
Яркость цвета -это его светлота. Она определяется отношением количества отраженных лучей к количеству упавших.
Таким образом, цвет выражается качественной характеристикой (цветовой тон и насыщенность) и количественной (яркость).
Вначале в каждом цвете видели лишь две составляющие -яркость и цветовой тон. Поэтому первые схемы гармонии состояли из двух цветов. После появления третьего цветового качества -насыщенности_ стали создаваться трехцветовые гармонии, а позже и четырехцветовые. В народном декоративно-прикладном искусстве, при оформлении интерьеров и внешнего вида зданий часто наблюдаются гармонические сочетания контрастных полноцветных красок или близких друг другу цветов. Это самый популярный вид гармоничных отношений.
Работая над живописным произведением, художник всегда старается добиться гармонии цветовых отношений. Знание гармоничных сочетаний необходимо архитектуру, дизайнеру, художнику-оформителю, художнику, работающему в полиграфии и декоративно-прикладном искусстве, и т. д.
Наряду с этим определяющее место занимает композиция. Она обеспечивает логичное и эстетичное расположение частей, из которых состоит целое, делая содержание доходчивым и ясным. Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться цветовым кругом. Цвета делятся на теплые и холодные. Велико значение цвета, который обладает свойством вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого света. Исследуются различные состояния цвета -тональность, насыщенность, яркость. В результате творческой практики было создано, большое количество цветовых теорий но в двенадцати частном круге И. Иттена (1920 г. Баухауз) отчетливо показана троичность цветовых групп родственных цветов и система контрастов дополнительных цветов. Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает, одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.
С помощью цветовой гармонии улучшаются условия зрительного взаимодействия с предметным миром, эффективность деятельности человека. В колористке выделяется и такое важное композиционно-художественное свойство цвета, как его эмоциональное воздействие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления.
Ф. Арнхейм приводит пять типов смешения цветов, подразумевая под этим гармонию.
I тип «Подобие на основе субординации». При сопоставлении двух цветов по этому типу всегда остается общий для двух цвет, например: желтовато-красный и желтовато-синий, синевато-желтый и синевато-красный. Общее для двух цветовых отношений ведет к приближению цветов друг к другу, к единству, а значит-к гармонии. Получаются два совершенно различных цвета, связанных одной и той же примесью. Если же взять перевернугые отношения, то цвета будут отrалкиваться друг от друга, например: красновато-желтый и синевато-красный.
II тип «Структурное противоречие на основе общего элемента». Если взять такие пары, как красновато-желтый и синевато-красный, красновато-синий и желтовато-красный, желтовато-синий и красновато-желтый, синевато-желтый и красновато-сюшй, синевато-красный и желтовато-синий, то для того чтобы избавиться от взаимного отталкивания и привести их к гармонии, надо ввести третий цвет: для первой пары -желтовато-синий, для второй -синевато-желтый, для третьей -красновато-синий и т. д. Вводя третий цвет, мы как бы усиливаем один из цветов пары, уравновешивая структурные противоречия.
III тип «Подобие на основе доминирования». Здесь один цвет имеет лишь разные оттенки, например: желтовато-красный и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-желтый и т. д. Получается, что один и тот же цвет разорван на две различные цветовые гаммы. Это приводит к взаимному отталкиванию и дисгармонии. Здесь так же, как в типе II, для создания гармонии цветов необходимо ввести третий цвет, который бы объединил их, перевесил одну из цветовых гамм. Например, в первом случае -синевато-желтый или желтовато-синий и т. д.
IV тип «Структурная инверсия». При подборе двух смесей какой-нибудь цвет в одной смеси берется доминирующим, а в другой он же играет подчиненную функцию, например: красновато-желтый и желтовато-красный. Получается, что два цветовых смешения принадлежат одной цветовой гамме. Возникает гармоничное сочетание, в противоположность типу II, где две цветовые смеси относятся к различным гаммам.
V тип «Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит». Здесь могут быть два варианта:
1 -когда основной цвет доминирует;
2 -когда он играет подчиненную роль. По первому варианту сопоставляем: синий и красновато-синий, синий и желтовато-синий и т. д. По второму -синий и синевато-желтый, синий и синева-то-красный. И в первом, и во втором вариантах появляется одна цветовая гамма, но в первом случае один цвет чист, а во втором-с примесью. Возникает противоречие: во втором случае взаимодействуют чистые цвета, а примесь играет подчиненную роль.
Таким образом, выбирая различные сочетания цветов, особенно по каким-то схемам, не всегда можно добиться гармоничного звучания.
Живописцы добиваются гармонии колорита, выбирая гамму цветов так, чтобы тот или иной оттенок цвета не «выскакивал» из общей цветовой гармонии, чтобы он не разбивал плоскости всей картины. Так, в портретах Веласкеса огромное количество цветовых оттенков, но они строятся на нескольких основных цветах. Все оттенки строятся на основе цветовой гаммы и у Сезанна. Однако ради выражения идеи произведения живописцы иногда вводят даже дисгармонию. Одни лишь приятно гармонизованные цветовые отношения удобно принять в интерьере, одежде, оформлении.
При грамотном использовании многообразии цвета, художник может добиться сильного восприятия на зрителя путем использования характером и нанесением красочных пятен, не нарушая рисунок и форму, а наоборот обогащать и дополнять их. (Я) Ван Гог через цвет пытался выразить всю свою душу и эмоции. Матисс почти отказался от оттенков и искал гармонию цветовых отношений через локальный цвет. Сезанн вернул предмету вес и фактуру. Четкая пространственная организация полотен Сезанна строилась на изменении цветовых плоскостей. Часто он изображал наиболее выпуклые места (щека, яблоко) посредством чисто красных цветных пятен, а углубления (уголок глаза) -чисто голубым. Границы предметов у Сезанна -часто несмешанные цвета красок. Различные цветовые оттенки, гармонично подобранные с учетом изменения цвета в пространстве, придают полотнам Сезанна состояние покоя, уравновешенности.
Известный холст Анри Матисса «Красные рыбы» -одно из лучших свидетельств цветовых поисков этого блестящего французского художника :ХХ века. Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. В нем нет глубокой идеи, хотя ему нельзя отказать не только в декоративной привлекательности, но и в своеобразной жизненности. Только надо иметь в виду, что Матисс создает впечатление жизненности не ясной трактовкой сюжета, не полнотой зрительной характеристики предметов и среды, а остро выбранными намеками, создающими основу своеобразной паутины ассоциаций. Узел паутины ассоциаций -это наиболее разработанный центр натюрморта -банка с золотыми рыбками, на которую направляется внимание зрителя. Основной цветовой контраст натюрморта -контраст красных пятен (рыбок) и зеленых пятен (дно банки, крупные листья цветов, плетеное кресло). Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста, а в связи цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре, начиная с глубочайших слоёв содержания и заканчивая внешними элементами формы. Таким образом, цвет как средство композиции одновременно является важнейшим её элементом и в композиции представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения относительно графической формы.
Литература
1. Волков.ИН. Цвет в живописи, М.: Издательство В. Шевчук, 2014 г.
2. Дубровин, В.М Живописные основы художественной грамоты. Монография/ В.М. Дубровин. -Москва, 2012. -212 с.
3. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция/ В.М. Дубровин. -М.: МГПУ, 2015. 54-55 с.
4. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. -М.: Издатель Д. Аронов, 2004.
5. Буровкина, Л.А. Содержание и технологии научно-исследовательской работы обучающихся/ Л.А. Буровкина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: коллективная монография. -М.: Перо, 2017. -С. 60-64.
6. Буровкина, Л.А. Место композиции в современном художественно образовании/ Л.А. Буровкина, В.М. Дубровин, И.М.