Перов В.Г.
|
|
Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца . В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма .
В 1852 году Василий Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Однако жить было не на что и негде; молодой художник из-за нужды хотел
даже оставить учебу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный
учитель, Е. Я. Васильев — «строгий … даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём.
В 1860 году
Академия присудила Перову малую золотую медаль за картину «Первый чин.
Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», которая утвердила
художника как наследника сатирического жанра 1840-х годов. Получив право
участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, Перов переехал в
Санкт-Петербург. Здесь в 1861 году он написал картины «Проповедь в селе»
и «Сельский крестный ход на Пасхе»; за первую он получил большую
золотую медаль и право поездки в качестве пансионера за границу.
Ещё за границей Перов задумал большую картину с сюжетом из монастырской
жизни, которая писалась долго и впервые появилась только на посмертной
выставке художника в 1882 году. Кроме неё он написал для конкурсов МОЛХ и ОПХ
жанровые полотна «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна», за
которые был награждён первыми премиями конкурсов. С этих картин начался
новый этап в творчестве художника: от сатирического направления он
перешёл к более драматическим сюжетам — об «униженных и оскорблённых».
Написанные следом картины — «Тройка», «Приезд гувернантки», «Сцена на почтовой станции» — показывают тяжёлое, унизительное положение наёмных рабочих. Художник так организовал изображение, что персонажи картин как бы с укором смотрят на зрителя — исследователи отмечали, что это свойство будет характерно для целого ряда портретов, выполненных Перовым.
За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.
В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников; в течение семи лет он был членом правления. В 1870 году он получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»; за картины «Странник» и «Птицелов» был удостоен Академией художеств звания профессор.
В семидесятые годы в творчестве Перова особое место заняли житейские бытовые сюжеты. Кроме портретов (Тимашевой, А. Н. Островского, Степанова) на 1-й выставке ТПХВ он показал картины «Охотники на привале», «Рыболов».