Репин И.Е.





  • Бурлаки на Волге

    Бурлаки на Волге

  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1889-1896

    Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1889-1896

  • Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)

    Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)

  • Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887

    Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887

  • Пейзаж под Чугуевом

    Пейзаж под Чугуевом

  • Манифестация. 17 октября 1905 года. 1907

    Манифестация. 17 октября 1905 года. 1907

  • Садко, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра

    Садко, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра

  • Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1887

    Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1887

  • Яблоки и листья. 1879

    Яблоки и листья. 1879

  • Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

    Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

  • Портрет П. М. Третьякова. 1901

    Портрет П. М. Третьякова. 1901

  • М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила. 1887

    М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила. 1887

  • Не ждали. 1884-1888

    Не ждали. 1884-1888

  • Отдых2. 1882

    Отдых2. 1882

  • Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900

    Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900


Репин Илья Ефимович ( 1844-1930 )


Родился Репин 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, девятнадцатилетний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.

Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель — руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью.

В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком он попал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы артельщиков.

Вся его жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.

Прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и

впечатляющий типаж.

Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная - пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» - как писал он впоследствии…

Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.

В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы — портреты сторожа и продавца; назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного.

Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства.