Саврасов А.К.
Саврасов Алексей Кондратьевич ( 1830-1897)
12 мая 1830 года в семье успешного торговца галантерейными товарами и купца второй гильдии Кондратия Артемьевича Соврасова родился сын Алексей, которому было суждено стать одним из главных основателей русской пейзажной школы.Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).
Нигде не обучаясь, мальчик к двенадцати годам самостоятельно научился весьма неплохо рисовать, писал акварелью и гуашью модные в то время простенькие романтические сценки. Что-то вроде различных вариантов «извержения Везувия» или «морские бури», которые затем за бесценок раскупали уличные лотошники, впоследствии их перепродававшие.
Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.
С самого начала Саврасову необычайно повезло с педагогом. Мало того, что именно благодаря Рабусу он вернулся к обучению живописи, так ещё высокообразованный учитель смог дать юному художнику массу бесценных знаний, вовсе не предусмотренных программой училища.
Карл Рабус обучал своих студентов технике рисунка и живописи, а также знакомил их с азами эстетики и теории красок, опираясь на трактаты Иоганна Вольфганга Гёте и самого Леонардо да Винчи. Его воспитанники не просто изучали и копировали лучшие образцы классического европейского изобразительного искусства, но и очень много времени посвящали работе с натурой. Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста - уметь «видеть» (чувствовать) природу. Обладая незаурядным даром убеждения, педагог старался приобщить начинающих художников к пониманию высоких задач искусства вообще, и живописи в частности.
Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.
Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871).
Полотно «Распутица» (1894 год, Волгоградский музей изобразительных искусств) также прекрасно характеризует душевное состояние живописца в последние годы. Прекрасный на первый взгляд зимний пейзаж, оставляет впечатление одиночества и пустоты, а чёрный санный след на тракте передает безысходный мотив неотвратимого конца.
Алексей Кондратьевич Саврасов, стоявший у самых истоков национального пейзажа, умер 26 сентября 1897 года в отделении для бедных Городской больницы Москвы №2. Неделю спустя, Левитан опубликовал в газете «Русские ведомости» статью, посвященную памяти мастера. В ней он назвал своего любимого педагога первым «лириком» отечественной живописи. Именно Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.